Retrospective Waves - part one

В начале было слово, и слово это было – Tangerine Dream. В 1967 году 23-х летний западноберлинский гитарист Эдгар Фрёзе создал группу с таким названием. Кроме выпуска сингла «Lady Greengrass/Love Of Mine», прошедшего незамеченным, они не отметились ничем, и канули бы в Лету, если бы не… Впрочем, об этом - дальше. А пока было только «желание раскрыть мир и самого человека совершенно с новой стороны, раскрыть безбрежный океан чувств и фантазий личности, которые не в состоянии выразить никакой рок, джаз или блюз». Но воплотить эту идею в жизнь было невозможно – НТР еще только входила в мир звукозаписи. Вернувшись в Берлин после поездок в столицы Англии и Франции, Фрезе начал воплощать идею в реальность. Играя по клубам, они пугали публику своими авнгардными пассажами, но известность парила где-то в небесных сферах, и опускаться не спешила. В полный рост все началось, когда долговязый белобрысый драммер Psy Free Клаус Шульце остался посмотреть на концетр TD. По несчастью (или счастью) ударник Тэнжерин не пришел, и Фрёзе попросил Клауса заменить блудного коллегу. Концерт прошел удачно, полученный гонорар размером в 50 DM был благополучно пропит, а новый состав получил путевку в жизнь. И именно этот состав (плюс Конрад Шнитцлер, любитель элитарного авангарда а-ля Штокхаузен) выпустил в свет первый альбом в далеком 70-м году.

Electronic what ?

Electronic Meditation (5/10). Но таковых здесь не имелось, а присутствовала невнятная психоделическая мешанина, созданная под влиянием британского и американского сайкоделик рока. Но даже Пинк Флойд уже тяготели к более прямолинейным формам, а немцы все еще двигались в арьегарде. Пять трэков атонального, сырого хаоса – или «классического» краут-рока ? Позже Шульце обозвал это «электронным панком». Но как бы то ни было, Клаус уходит, зато появляется Крис Франке (позже пересевший за клавиши), а потом и новый ударник - Питер Бауманн. Альбомы 71-73 позже назывались «космическим периодом» в истории группы - звуки извлекались из подручных средств, после чего путем реверберации, задержек и т.п. получались необычные звуковые эффекты, а общий саунд стал более агрессивным и экспериментальным, в нем были легко заметны влияния разработок Штокхаузена и других представителей серьезной академической электроники. Названия альбомов и композиций вызывали воспоминания о научной фантастике и космосе. Их музыка была почти клаустрофобичной, с замкнутой структурой и магнитофонным эхом, выбивавшим из привычной колеи, усиливавшим жуткий, экзотический звук. В нем чувствовалась почти физически осязаемая оторванность Западного Берлина от остальной Федеративной Германии. И в 1973 году приходит успех – группа выпускает "Atem" (6,5/10).

Медитации космоса

AtemAtem был записан в легендарной студии Дитера Диркса. Здесь впервые в полной мере были использованы возможности меллотрона и синтезатора VCS3, плюс орган, клавишные, гитара, ударные, и иногда – какие-то вскрики и всхлипы на заднем фоне. . Тревожный, минималистичный звук создает в воображении слушателя странные образы, мелодии почти не улавливается, но настроение создается, а пустота безбрежного космоса окружает и подавляет своей безысходностью. Четыре трэка, в том числе 20-ти минутный заглавный опус, не слушаются, а сразу попадают прямой дорогой в подсознание. Но истинное название всему этому было дано тремя годами раньше – медитации. Их атмосфера здесь в каждой ноте, в каждом звуке… Джон Пил почему-то назвал все это «альбомом года», а немцы получили контракт с Верджин, которые, не понимая, что делать с ЭТИМ, не мешали немцам экспериментировать дальше. “The Pink Years” группы (так позже назовут этот период) подходили к концу…

Федра, или рождение легенды

Phaedra (имя жены царя Крита Миноса, влюбившейся в пасынка, оклеветавшей его перед отцом и вслед за этим покончившей с собой) – альбом 1974 года, показавший миру возможности «берлинской электронной школы» (Шульце, двинувшийся в том же направлении, и ТД – ее основатели). Наконец-то вместо медитаций появились мелодии, навеянные психоделией, Штокхаузеном и арт-роком, но обработанные электроникой – мелодии не так ярко выраженные, как позднее, но красивые и завораживающие + довольно много сольных партий, чего раньше не наблюдалось. Альбом писали в британской студии The Manor, оснащенной в том числе новейшими синтезаторами Moog. Первые аналоговые синтезаторы были очень капризными изделиями, их приходилось настраивать по несколько часов каждый день перед работой. Могло случиться так, что после настройки из-за изменения температуры частота звука уезжала на полтона, и приходилось заново подстраивать инструмент. Собственно начало этого альбома «склеено» из записей, сделанных ранее на репетициях – как раз из-за того, что муг постоянно входил в диссонанс то с бас-гитарой, то с меллотроном, и приходилось ловить моменты нормальной игры – именно так и был записан титульный трэк. На первой и четвертой вещи муг заменил даже бас-гитару. Самое интересное здесь – эволюция структур, которые из массы хаотично разбросанных фрагментов начали превращаться в песни, если можно назвать так музыку без вокала – его заменяли то гитара, то синтезаторы, то флейта Бауманна. Альбом попал в английские чарты на 8-е место (это во времена Квин и Цеппелин !), и до сих пор ценим и почитаем фэнами группы по всему миру. 9/10.

Across the Rubycon

Продолжая тему античности, Тэнжерин назвали следующий альбом Rubycon – как и Цезарь, они перешли реку сомнений и двинулись к славе. Элементы «упорядоченного хаоса», введенные ранее, получили здесь еще более зримое воплощение. Два трэка по 17 минут продолжили ту же линию, что и прежде – ТД наконец-то поймали свой звук. Классика жанра – смены настроений, мелодий и длинные синтезаторные пассажи, то возникающие из небытия, то уходящие в никуда – особенно хороша длинная «космическая» пульсация в первой вещи. Много наложений, причем очень хорошо встроенных в основную мелодию и почти не пересекающихся друг с другом - впрочем, можете сами оценить список задействованных инструментов по трэкам:

"Rubycon – Part One" – 17:18
Composed & played by - Edgar Froese: Mellotron/Guitar & VCS 3 Synthesizer; Christopher Franke: Double Moog Synthesizer/Synthi A/Organ/Modified Elka Organ & Prepared Piano; Peter Baumann: Organ/Synthi A/E-Piano & Prepared Piano
"Rubycon – Part Two" – 17:35
Composed & played by - Christopher Franke: Double Moog Synthesizer, Gong/Synthi A/Organ; Edgar Froese: Organ/Mellotron/Guitar/Gong/VCS 3 Synthi; Peter Baumann: E-Piano/Organ/Synthi A Voice/ARP 2600

10/10

Стратострах

Вопреки названию, настроение альбома 1976 года Stratosfear скорее минорно-напряженное, а композиционно он продуман еще четче, чем предшественник. Мелодизм здесь доведен до предела – использованы даже акустическая гитара, клавесин и гармоника, невиданные у ТД до этого (Фрёзе образца 70-го года, наверное, предал бы себя анафеме). Если бы здесь оказался вокалист, он бы скорее неспешно рассказывал какую-нибудь старинную легенду, нежели пел: повествование без слов – дух этой пластинки, при очень сильном влиянии британского арт-рока. Титульная вещь стала классикой и играется по сей день, а всего их - четыре (10/10) Следующий полноформатник (Циклон) получился довольно слабым, чему очень «помог» введенный в состав вокалист, а вот потом возникли…

Непредвиденные обстоятельства

Force Majeure (1979) – возможно, самый необычный альбом Tangerine Dream. Здесь всего три вещи, и в целом он продолжает традиции Stratosfear – отточенная синтезаторно-артовая манера видна уже в титульном красивейшем 18-ти минутном эпике, где помимо флейты и акустических гитар появилась виолончель. Никогда еще группа не достигала такого выверенного баланса звучания всех инструментов – переходы от секвенсоров к гитарным соло и обратно, от акустических проигрышей к космическим эхо почти не ощущаются. Звук кажется живым – такое чувство, что его можно потрогать. Очень «теплые» интонации в Cloudburst Flight сменяются легким постукиванием по клавишам во вступлении Thru Metamorphic Rocks, переходя в торжественное интро - до 5-й минуты. А вот дальше…

Немцы неверно назвали заглавную вещь – имя Форс Мажор стоило отдать последней песне…хотя это уже совсем не песня. В процессе записи сгорел один из транзисторов микшерного пульта, и то, что записалось на пленку в результате, оказалось не совсем тем, чего ждала группа. Точнее – совсем не тем. На пятой минуте начинается жесточайшая электронная пульсация, поверх которой местами наложены какие-то космические звуки, эффекты, вскрики, смех, эхо – но чистый, бьющий точно в мозг слушателя ритм постоянно возобновляется, освобождаясь от наложений. Саундтрэк апокалипсиса… Нынешние электронщики считают своими праотцами именно Tangerine Dream – возможно, корни идут как раз отсюда. Сами того не желая, немцы забили один из последних гвоздей в крышку гроба 70-х, создавая этот шедевр. 10/10

ПС: в процессе написания сего автор ушел в глубочайшие дебри собственного подсознания, и до сих пор смотрит оттуда в экран монитора отсутствующим взглядом - лишь только чай с мятой связывает его с реальностью…

ППС: материал размещен здесь по просьбе Алексея, который также хотел появления второй части Ретроспективных Волн. В скором времени напишу, to be continued...